Содержание
Довольно сложная налоговая система в Германии на самом деле хорошо продумана и справедлива. В отличие от подходов многих стран, здесь преобладает принцип соответствия размера налогов объему государственных услуг. Проще говоря, государство не пытается по полной программе грабить своих граждан, как это наблюдается, например, в России, Белоруссии или Украине. Его цель — предоставить качественные услуги, за которые гражданин заплатил своими налогами.
- Основные принципы налоговой политики Германии
- Налоговые классы в Германии
- Налоговые системы Германии и России: что общего и в чем различия?
- Какая налоговая система в Германии?
Как выглядит система налогообложения в Германии?
Трехуровневая структура налоговой системы Германии включает следующие образования:
- Государственный бюджет. Сюда поступает около 48% налогов налогоплательщиков всей страны.
- Федеральный или земельный бюджет. На них приходится около 34% выручки. Всего в Германии существует 16 федеральных бюджетов, по количеству земель. Их размеры отличаются друг от друга в зависимости от площади территории, населения, уровня экономического развития и других значимых факторов.
- Местные бюджеты. Им остается около 13% комиссии.
Важно: как юридические, так и физические лица подлежат налогообложению в Германии. Общее количество сборов составляет около 45, включая индивидуальные сборы, например, для владельцев собак.
Вся налоговая система Германии делится на три основные категории:
- налог на недвижимость. К ним относятся платежи за использованную землю, налоги на наследство и пожертвования;
- подоходные налоги. В эту группу входят налог на прибыль, который удерживается с доходов физических лиц, налог на прибыль — в отношении предприятий, а также налог на хозяйственную деятельность;
- налоги на потребление и транзакции. К ним относятся налог на приобретенную недвижимость (в основном недвижимость) и НДС.
Мы классифицировали по группам только наиболее значимые налоги, не упомянув наименее значимые. Однако комиссия в размере 0,5–1% также составляет для плательщика приличную сумму. Чтобы максимально снизить нагрузку на граждан, разработана система занятий по размеру заработной платы и семейному положению.
Налоговые классы в Германии
Всего их шесть:
- четвертый класс желательно выбирать работающим супругам с примерно одинаковым доходом. В этом случае каждый из них сможет избежать уплаты налогов на базовую сумму в 9 744 евро (848 262,95);
- ко второму классу относятся родители-одиночки, проживающие с детьми и получающие соответствующее пособие. Необлагаемый минимум — от 13 752 евро (1197 178,98 ₽) и более в зависимости от количества детей;
- пятый класс подходит для супругов с большой разницей в доходах. В таких ситуациях тот, кто зарабатывает больше всего, выбирает третий класс, а тот, кто меньше всего зарабатывает, выбирает пятый и платит налоги со всей заработной платы;
- к третьему классу относятся супружеские пары, в которых работает только один из двоих или если другой получает очень низкую заработную плату. Не облагаемый налогом минимум в этом случае составляет 19 488 евро (1 696 525,89 ₽), но применяется только к одному из супругов;
- шестой класс — для тех, кто совмещает несколько рабочих мест. Только по отношению к одному из них могут применяться 1-5 классы. Остальное облагается налогом по шестому классу — без льгот, от полной суммы дохода.
- первый класс присуждается лицам, работающим в Федеративной Республике Германии первый год, а также одиноким лицам в процессе развода, вдовам более года или супругам за границей. Необлагаемый минимум — 9744 евро (848 262,95);
Обратите внимание: отличительной чертой налогового законодательства Германии является возможность супружеских пар выбирать отдельные и совместные форматы налогообложения.
Основные принципы немецкой налоговой политики
Налоговая система в Германии основана на наборе основ, которые когда-то были сформулированы канцлером Германии Людвигом Эрхардом в середине века. Среди значимых особенностей немецкой налоговой системы стоит отметить следующие:
- отсутствие препятствий для конкуренции;
- соблюдение налоговой и национальной политики;
- недопустимость дублирования налогообложения;
- уважение к частной жизни налогоплательщика и соблюдение конфиденциальности;
- справедливое распределение доходов членов общества после уплаты взносов на баланс. Чрезмерное налоговое бремя для некоторых категорий людей недопустимо;
- экономическая целесообразность каждого налога;
- минимизация налоговой нагрузки;
- размер государственной помощи должен соответствовать сумме уплаченного налога.
Налоговые системы Германии и России: что общего, и в чем отличия?
И Германия, и Российская Федерация были федеральными землями, поэтому их принципы налогообложения имеют много общего. Та же трехуровневая бюджетная система, однако принцип распределения налогов между ними немного другой. В России подавляющее большинство платежей распределяется между федеральным и региональным бюджетами, только некоторые налоги идут непосредственно в местные бюджеты. Однако в Германии у каждого налога свой путь к составлению бюджета на том или ином уровне.
В Германии около 45 налогов, в России — 13. Однако это не значит, что россияне платят меньше. Немецкий подход более гибкий благодаря разделению налогоплательщиков на классы и прогрессивной шкале подоходного налога. В России все платят одинаково: богатые и бедные, холостые и семейные, богатые и социально незащищенные. Таким образом, на самом деле отечественный плательщик находится в гораздо менее выгодном положении, чем немецкий.
В обеих странах налоги платят как резиденты, так и нерезиденты. Ставки налога для первого и второго существенно различаются: нерезиденты платят больше. Однако статус резидента в России зависит от продолжительности пребывания человека в стране. В Германии вы можете стать резидентом, купив недвижимость или открыв свой бизнес.
Проведя более детальное сравнение налоговых систем России и Германии, можно обнаружить намного больше сходств и различий. На их основе нельзя однозначно сказать, что та или иная система лучше: везде есть как достоинства, так и недостатки.
Налоговая система в Германии (Das Steuersystem in Deutschland)